0
Полезные материалы

Как воспитать силу воли у ребенка?

Сегодня мы поговорим о сиюминутных желаниях ребенка. Почти каждому родителю знакомо, когда ребенок постоянно просит что-то.  Родитель спокойно к этому относится, когда ребенку 1 год, но когда ребенку 10 – 14 лет, родителей это начинает уже сильно напрягать. Родители начинают беспокоиться: а вдруг ребенок всегда останется таким, вдруг он всегда будет поддаваться этим желаниям,  тратить деньги на ерунду. Действительно, кто-то переносит эти привычки и во взрослую жизнь.

Мы знаем, что учиться надо всю жизнь, и иногда в школе, например, или в институте, когда перед нами маячит экзамен, мы перестаём куда-то двигаться. Например, уехать работать под пальмы сейчас очень просто, но соблюдать ритм работы, соблюдать дедлайны, когда находишься у моря на шезлонге, естественно, гораздо сложнее.

Сила воли становится сейчас, наверное, одним из основных качеств успешного человека. Как раз мы сегодня поговорим о ней. Начнем с того, что такое сила воли и как развить ее у ребенка, чтобы он меньше поддавался сиюминутным желаниям. Когда человек проявляет силу воли, он воздерживается от нежелательных действий или предпринимает такие действия, которые не приносит ему удовольствия или даже наоборот, заставляют прилагать усилия для достижения цели, доставляют дискомфорт. Так и проявляется сила воли.

Откуда она берется?

Многие психологи считают,  что сила воли – это биологический инстинкт, который призван защитить нас от самых сиюминутных наших желаний и страстей. А раз это врождённое качество, то где-то в нашем мозге должны быть структуры, которые управляют им. На самом деле они есть и за такие вещи, как способность удерживать цель, корректировать движение к ней, контролировать свое поведение, подавлять инстинктивные порывы отвечают префронтальная кора головного мозга. Ее исполнительная функция – это сознательный контроль мыслей, чувств, эмоций, которые испытывает человек. Так что, в нас уже зашит этот механизм, который склоняет нас выбирать более сложные задачи и защищает нас от самих же себя и от своих сиюминутных желаний. Мы можем влиять на работу этого механизма, делать себя сильнее и, в итоге, делать себя более счастливым.

Как ни странно, префронтальную кору можно укрепить как бицепс или как любую другую мышцу. Но есть несколько нюансов. Первый – почему нельзя закалять волю с рождения? Когда родители воодушевляются новым знанием, они могут броситься закалять характер ребенка буквально с рождения. Но, естественно, существуют законы природы, которые мы не можем обойти в дошкольном возрасте. Нейронные связи в префронтальной коре только формируются, поэтому дети до 6-7 лет практически не способны к самоконтролю просто физических и биологически. и это надо понять, применять, где-то подождать и немножечко потерпеть. Им в этом возрасте нужна помощь взрослого.

Благоприятные условия для развития мозга можно выделить следующие. Мы можем в раннем детстве обеспечить ребенку максимально благоприятные условия для развития, например, внимательное отношение, регулируемый стресс, отклик на его желание, уважение к его чувствам, к его настроению. Это все обеспечивает идеальные условия для развития мозга, а, значит, и силы воли. То есть, смысл заключается в том, что, когда мы поддерживаем ребенка и создаем условия для его благоприятного развития без стрессов, без игнорирования некоторых психологических моментов, которые могут нанести им травмы, то, соответственно, он и развивается хорошо и развивается так, как должен. Его префронтальная кора и те части головного мозга, который отвечают за формирование силы воли, они тоже развиваются так, как и должны.

Что говорить о младших. Вообще, здесь получается небольшой парадокс, если вы хотите, например, вырастить героя со стальной волей, то надо его носить на руках, быть рядом, позволять  плакать ребенку, утешать в раннем детстве. К этому склоняется большинство современных психологов, которые изучают этот вопрос и пишут о них.

Следующим шагом будет изучение и приручение чувств.

В возрасте 3 – 6 лет мы вместе детьми погружаемся в океан эмоций, учимся жить, управлять этими эмоциями. И лишь после этого этапа стоит серьезно заниматься прокачкой силы воли. Сначала принять эмоции ребенка, помочь ему их понять. Тебе грустно, тебе весело, тебе тоскливо, тебе хорошо и так далее. И после этого уже стоит прокачивать силу воли. После того, когда ребенок понимает, что он чувствует, когда он понимает себя и это очень важно.

Важно помнить два основных правила тренировок.

Чтобы достичь успеха, заниматься нужно, в первую очередь, регулярно. Это универсальное правило, которое относится к любой деятельности: к спорту, к прокачке любой из мышц организма и, в том числе, тренировки силы воли. Будут взлёты, падения, но, в целом, именно регулярность дает устойчивый рост.

При этом чрезмерные нагрузки показывают противоположный результат. Как я часто говорю, ссылаясь на современных психологов, лучше ребенку дать максимум информации, максимум внимания и максимум развития в его возрастном диапазон, нежели прыгать через возраста и пытаться сделать так, чтобы ребенок стал тем, на кем он еще не может физически стать. Например, бизнесменом в 12 лет. Это возможно, но тогда нарушается естественный процесс развития, и, возможно, возникают какие-то более негативные последствия, которые  перекроют ваш эффект.

То же самое с мозгом, усталая психика не может напрягаться и не может развиваться, поэтому второе – следует чередовать нагрузку и отдых. Это тоже очень важно. Если вы хотите закалять волю, следите за тем, чтобы избегать стрессов, высыпаться, быть в хорошей физической форме. Если у ребенка хронический стресс из-за напряжения в школе или время семейных неурядиц, сначала важно восстановить гармонию, а потом уже думать о всем остальном. Это фундамент, на котором все остальные правила и будут основываться. Например, вы же не будете обливать ледяной водой и отправлять бегать по снегу закаляться человека, который, например, болен хроническим бронхитом. Естественно, ему надо сначала выздороветь, поправиться и постепенно закаляться, набирать обороты.

Если вы уверены в хорошей психической форме ребенка, то можно переходить на следующий этап. Следующий этап – это наращивание нейронных связей, использование новых мысленныех установкок, прибегать к различным лайфхакам, которые позволяют управлять собой и уверенно идти к цели. 

Дальше, я хочу перейти к тем самым 9 шагам, которые способствуют формированию силы воли  ребенка.

Вот эта сила воли, в свою очередь, помогает ему по мере взросления бороться со своими сиюминутными желаниями.

Во-первых, все рекомендации, которые существуют на просторах интернета и которые я даю или эксперты, они должны быть адаптированы по возрасту. То, что я сейчас перечислю – это общие рекомендации, которые будут иметь некие границы. То есть, для маленьких они будут по-своему адаптироваться, для больших по-своему. Но они универсальные, где будет возможно, я буду пояснять.

  • Итак, первое. Расскажите ребенку, что такой сила воли, для чего она нужна. Выберите цель предложите несколько или спросите у него, чему он хочет научиться. Предложите несколько вариантов целей. Выберите с ним какую-то цель, определите срок достижения цели и то, как вы будете измерять успех. Например, простой чеклист за неделю или месяц может показать хороший эффект, очень хороший результат. Расскажите, что иногда будет сложно и предложите варианты как бороться с трудностями. Поддерживайте, любите ребёнка, поймите, что все желаемое, все чему он хочет научиться, уже в нем есть. Все есть в наших детях, осталось только пробудить и раскрыть эти умения и навыки. В нас всегда скрыто больше, чем видно снаружи, больше, чем даже мы сами думаем. Нужно помочь выйти это внутренней силе нашего ребенка наружу, и тогда наши дети поймут, что в жизни для них нет ничего невозможного.

Естественно, мы не будем этим заниматься в раннем возрасте семи-восьми лет. Здесь ребенок формирует только остальные представления и префронтальная  кора его мозга только формируется. Но с 10 лет такими упражнениями уже можно заниматься, причем заниматься ими не целенаправленно. Каждый понедельник вечером мы садимся с тобой и обсуждаем твои цели.  Важно здесь выработать такую привычку родительскую, периодически говорить об этом, спрашивать об этом, напоминать об этом и это хорошо будет сказываться на развитие ребенка. Он не будет заниматься целеполаганием только по понедельникам вечером, а будет считать, что это естественно, что это часть его жизни.

Здесь стоит отметить возрастные особенности такие, что  ребенок, например, если взять финансовое планирование и постановку финансовых целей, то по рамке компетенции ребенок 12-14 лет еще не может копить просто физически. Он еще не имеет созревшей говоря функций копить больше, чем на полтора года. Мы, как родители, хотим, чтобы ребенок у нас был молодец, чтобы планировал, старался для финансовых целей, достигал их, упорно трудился, был успешный, счастливый человек. Но физиология пока такая, возможно, через сто-триста лет что-то изменится, но пока особенности физиологии такие, что ребенок еще в это время созревает. Поэтому имейте это в виду, когда будете следовать этой рекомендации и дальнейшим рекомендация, которые я приведу.

  • Второе – научите ребенка мыслить. Оказывается, существуют несложные мыслительные упражнения, которые позволяют увеличить мозг и укрепить или ускорить формирование нейронных связей в голове. Заниматься ими можно с раннего детства. В детских садах США Европы и даже России, где-то в 4-5 лет ими начинают заниматься. Этот подход известен под названием «Управление вниманием». По сути, это техника некой восточной медитации, но освобожденная от какой-то философии или религии. Это просто управление своим вниманием, которое помогает противостоять тому, что отвлекает нас изнутри: нашим мыслям, нашим желанием, нашим чувствам и тому, что вокруг нас: запахам, людям. Это очень хорошее умение, которое учит сконцентрироваться на чем-то. 

Вы можете посмотреть в интернете и найти десятки упражнений по этому поводу. Начать можно самого простого, например, с котировки на своем дыхании. Ребенку можно завести дыхательного друга. Это может быть какая-то небольшая мягкая игрушка. Положили на живот и предложили сделать глубокий вдох так, чтобы живот поднялся и медленный долгий выдох, чтобы дыхательный друг поднимался и опускался вместе с животом. Хорошо, если вдох будет в два раза короче выдоха, это снижает вариабельность сердечного ритма, приводит нас в состояние покоя, сосредоточенности, но можно просто дышать в том ритме, который комфортен. Важно постоянно ловить ускользающий луч внимания и направлять его на дыхание.  Те, кто занимается медитацией понимают, о чем я говорю и понимают, что это хорошо и этому можно научить в упрощенном виде и детей. Это простое упражнение поможет не просто растить кору головного мозга, но и служит вам и детям подспорьем в стрессовых ситуациях, когда надо успокоиться.

  • Третье – объясните ребёнку, что ошибки – это нормально. Сила воли предполагает, что человек будет проходить испытания, справляться с новыми вызовами, с новыми трудностями. И, не имея при этом какого-то немедленного позитивного подкрепления, если вы уверены, что в итоге получится то, что вы хотите, то бороться за это будет гораздо проще. Ментальная установка –это наше убеждение, когда, например, тебе дано тебе не дано, ты математик, ты актер, ты технарь, как у нас говорят или художник или ты неудачник – это такие установки, они очень сильно распространены и очень сильно мешает современным людям. Здесь важно оградить детей наших от этих установок. Не вешайте на него вот эти ярлыки.

Важно постоянно транслировать детям установку на рост. Если сегодня у тебя 18 ошибок в сочинении, значит, тебе есть куда расти, и ты не боишься браться за сложные задачи. А если у тебя всегда только пятерки, может быть, ты ну просто не пробовала сделать что-то по-настоящему сложное, не ставил себе более сложных амбициозных целей. То есть, фокус внимания должен быть именно такой.

  • Четвертое –  заставьте ребенка поверить в успех и в себя. Ошибки помогать лишь тем, кто в себе уверен. И это как раз задача родители выработать и выстроить обратную связь не так, чтобы они начали любить свои ошибки, легко принимали вызов, знали, что могут все. Вопрос лишь во времени и усилиях.  Психологи называют это самоэффективностью, то есть, уверенность в своей способности изменить ситуацию к лучшему, достичь цели. Если ты веришь, что у тебя есть навыки и задачи для достижения желаемого и продвижение к успеху зависит от тебя, а не от окружающих условий,  соответственно, ты склонен делать то, что неприятно и тяжело. Ты готов потерпеть сегодня ради достижения определенной цели. Это крутое качество, которое необходимо в современном мире любому человеку, но для этого ребенок должен верить в себя и успех на стадии взросления. Ребенок будет верить в себя, когда в него верят его родители.
  • Пятое – следует научиться правильно поддерживать ребенка. В любых тренировках бывают взлёты и падения. Когда тренируем силу воли, то же самое, исключений никаких нет. Это нормально, это жизнь.

Но как мы реагируем на удачу? Например, вчера казалось, что дочь искренне приняла решение делать уроки до того, как начинает проверять почту или соц.сеть,  а сегодня она снова сидит в телефоне, хотя еще не принялась делать уроки. Конечно, она хотела только на минуточку заглянуть, но залипла там уже на два часа. Вам, как родителю, хочется высказать ей все по этому поводу, обвинить в том, что ты же обещала, пригрозить чем-нибудь. Но именно это делать не надо.

Что можно сделать? Для начала, выйти, подышать, успокоиться, вернуться и мягко напомнить, что  дочь обещала делать иначе. Да, сорвалась, это бывает, это не страшно. Важно просто начать сначала. Все мы живем в первый раз, все мы люди, все мы можем поддаться, сорваться, но это не означает,  что, нарушив данное обещание один раз, мы должны прерываться, переставать действовать.

  • Шестое – напоминание о цели, когда хвалите.  Я читал про эксперимент, в ходе которого проверяют, как изменение фокуса внимания влияет на наше поведение. Исследователи общались с женщинами, которые хотели похудеть. После недельной работе над собой в спортзале одних хвалили, подчеркивая заслуги за тяжелый труд, вторым же напоминали о цели. После этого разговора женщинам предлагали выбрать булочку или фрукт. Те, кого хвалили за тяжелый труд, чаще выбирали сладкое чаще, чем те, кому напоминали о цели. У них было мнение: «Я имею право на награду». То есть, когда после очередной победы сына или дочки на математической олимпиаде хочется воскликнуть «Ты математический гений, супер!», стоит добавить: «Твой результат показывает, что ты неплохо поработал, ведь для тебя важно твое продвижение в алгебре, например.

Что делать, если ребенок занял последнее место? Тогда можно сказать, что ты принял вызов, пошел туда, ты молодец, ты пошел туда, где тебе сложно и пошел туда, где у тебя есть место для роста. Это очень мужественное решение, если будешь продолжать в том же духе, ты добьешься успеха и получишь все, что хочешь. То есть, когда мы хвалим, мы напоминаем о цели, потому что любая победа, как правило, это промежуточный итог движения к какой-то определенной и большой цели.

  • Седьмое – вводите новые привычки постепенно. Часто мы принимаем неверное решение из-за того, что, например, обещаем себе начать новую жизнь с 1 января или с понедельника. То есть, сегодня можно позависать в соц. сетях, просмотреть новостную ленту, а к экзамену мы начнем готовиться завтра, или послезавтра, или после-послезавтра. Это нормальный подход, но ведет он никуда, к сожалению. За день до экзаменов обнаруживается, что весь последний месяц был отдых в отдых в соц.сетях. А раз время упущено, значит, и последний день можно так же провести, ведь перед смертью не надышишься. Типичная история, и важно просто знать об этом, не рассказывать об этом детям. Попробуйте договориться учиться меньше. Например, 20-30 минут, но ежедневно. Такие небольшие спринты намного эффективнее работают, чем затяжные марафоны, как показывают последние исследования.  Или чем тяжкий труд, как перед экзаменом в последние два дня вы пишете дипломную работу, естественно, потом в голове у нас ничего не остается. Например, предложите ребенку заниматься зарядкой по утрам. Пусть это будет 10 приседаний или 2 отжимания, не важно, совсем немножко, но каждый день, постоянно. Секрет искусства маленьких шагов не в том, чтобы совершать глобальные подвиги, а в том, чтобы уметь вводить новые полезные привычки в повседневную жизнь. Не забывайте напоминать про успех в итоге. При приобретении цели важно увидеть и подробно описать то, что мы получим в результате. Способность легко говорить на новом языке, поездка в новую страну, поступление в школу мечты, главная роль в пьесе. И чем четче мы увидим свершившееся, тем легче нам будет поверить, что это возможно. Наша самоэффективность возрастает, когда мы отчетливо представляем себе цель, и у ребенка то же самое. Помогает предвкушение награды, например. Все знают о силе и опасности дофамина, это такой гормон, который вырабатывается в больших количествах во время положительного опыта, к примеру, вкусной пищи. Но этот гормон может вполне стать нашим другом, если, выполняя ежедневные необходимые учебные задачи, мы предвкушаем приз. Когда мы думаем о результате, выделяется дофамин и когда мы делаем что-то для достижения результатов и при этом думаем о нём, дофамин выделяется, и у нас получается, что сам процесс достижения цели становится приятным. То есть, нам это нравится делать на уровне гормонов.
  • Последнее, девятое, правило – подавайте пример и, конечно же, начинайте с себя. Человек создан так, что невольно подражает окружающим. Если в семье приняты, например, зарядки, утренние пробежки, походы, спортивные игры в выходные или чтение книг, то, с большой долей вероятности, ребенок подхватывает эти привычки, так что и тут работает универсальный совет: хочешь чему-то научить ребенка – начни с себя.

Даже если вдруг у вас нет времени или сил на подобный образ жизни, то отчаиваться тоже не надо. Нужно найти хорошую компанию, например, кружок, секцию, школу, в конце концов. Вообще, спортивные занятия считаются универсальным, самым эффективным способом тренировки воли. Многие спортсмены добиваются значительных результатов и в бизнесе, и в жизни. Может быть, потому что они легко ставят цели и достигают их. Здесь важно не переусердствовать.

Нас вдохновляют на подвиги не только, например, соседи, папа, мама, но и какие-то кумиры, с которыми мы никогда не встречались, но хотим быть на них похожими. Можно выбрать ориентир на кого-то из них. Важно, чтобы образ героя имел в нашей голове очень яркие и ясные очертания.  Когда мы определимся с примером для подражания, нужно понять, какое его качество вы хотите в себе или в ребенке развить. Скорее всего, это качество у вас уже есть, но просто пока спит или недостаточно раскрыто. Мысли о кумире, как он поступит в той или иной ситуации, могут серьезно поддержать момент сомнений. Многие миллионеры говорят о том, что добились большого успеха в том числе благодаря наставникам.  Они думали, а как бы поступил вот этот человек в той или иной ситуации и поступали так, как предполагали, что поступит их наставник.

Все эти девять правил, которые я привёл, естественно, не работают сами по себе.

 Невозможно просто прочитать или дать прочитать ребенку и надеяться на то, что ребенок выработает железную силу воли и перестанет продаваться сиюминутным желаниям. Это большая работа, в первую очередь, это работа родителей. Если вы отдаете ребенка на финансовые курсы, это еще работа учителей, преподавателей. Но пример родителя и работу родителей никто не заменит, потому что большую часть своего времени ребенок все-таки проводит в семье. И то, как мы реагируем на какие-то его слова, на его действия, на его победы или на его неудачи, то, как мы сами это делаем, какой пример мы показываем – это влияет на его воспитание. Ребенок перенимает модель поведения родителя. В завершении хочу призвать нас, родителей, показывать тот пример и ту модель поведения, которые мы бы хотели видеть у своего ребенка, почаще смотреть на вот эти правила. Чем больше вы начинаете об этом думать, тем больше меняется ваше поведение. Со временем вы заметите, что вы бессознательно уже что-то из этого применяете. Поддерживайте ребенка, давайте правильную обратную связь. 

Рекомендуем следующий материал:

Оставьте комментарий