0
Полезные материалы

Воспитание финансовой грамотности.

Из статьи вы узнаете о возрастных особенностях обучения финансовой грамотности и получите первые практические рекомендации.

Формирование финансовой грамотности у детей стоит начать примерно с начальной школы, когда они умеют считать и могут понять основные понятия и законы финансовой грамотности.

Дети в 4-5 лет ещё не понимают, что значит «дорого». Часто они не просят, а требуют купить им что-либо. Не стоит за это ругать малыша, он ещё просто не понимает цену деньгам. В таком возрасте это нормально.

Если вы позволяете вашему ребёнку поступать по-своему, то он может начать в будущем манипулировать людьми. Это часто происходят в семьях, где родители так заняты, что откупаются от сына или дочери дорогими вещами.

Помните, нет ничего ценнее родительского внимания.

Такие дети часто с помощью истерик и слёз добиваются своего. И тут возникает дилемма: с одной стороны, ребёнок, который требует подтвердить вашу любовь к нему, с другой – большой урон по кошельку. И если мама не купит дочери новую игрушку, она чувствует вину перед ней.

Отсюда напрашивается вывод, что иногда нужно твердо отказывать ребёнку. Но при этом нужно спокойно объяснить, почему сейчас вы не купите сыну новую машинку. И никогда не говорите малышу, что у вас нет денег или что вы не будете тратить их на ерунду. Лучше просто уйти из магазина, как только начались слёзы.

Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности. Объяснить ценность денег малышам 3-4 лет сложно. В таком возрасте они не понимают, что есть дешёвые и дорогие игрушки, они просто выбирают то, что хотят. Состоятельные родители в силу собственной занятости могут откупаться дорогими игрушками, но это формирует эгоизм.

Правильная тактика:

  • Не испытывайте чувства вины за отказ в дорогостоящем капризе, если он выбивается за рамки возможностей семейного бюджета. Примите то, что ребёнок ещё не может многое понять.
  • Предлагайте альтернативу. Вместо этого конструктора мы можем купить два маленьких, и ещё останется сдача, и мы сможем для всей семьи купить по булочке и т.п. Предложите несколько выгодных вам альтернатив на нерациональную «хотелку» ребёнка.
  • Не доводите ситуацию в магазине до истерики. Пытайтесь договориться пока ребёнок готов воспринимать информацию. Во время истерики договариваться бесполезно.
  • Спокойно, но твёрдо настаивайте на своём.

С 4-5 лет нужно пытаться объяснять детям ценность денег.

Для этого:

  • Можно поручать малышам рассчитываться в магазине в вашем присутствии и принимать сдачу.
  • Играть в ролевые игры, связанные с деньгами. Например, в магазин.
  • Обучать счёту, используя монеты в качестве дидактического материала.

Разумеется, всё это не сделает из Вашего ребёнка финансового гения, но подобные вещи формируют дружеское отношение к деньгам. Ребёнок понимает, что деньги – это не Святой Грааль, о котором нельзя говорить и который нельзя трогать. Он понимает, что деньги – это просто и весело, что это неотъемлемая часть жизни.

Постепенно можно наращивать сложность занятий, например, дать ребёнку столько денег, чтобы при покупке ему дали сдачу, предложить ее сосчитать.

Умение быстро считать в уме – одно из условий финансовой грамотности. Уже в дошкольном возрасте можно отдать ребёнка на занятия ментальной арифметикой, математикой, или к нам в Школу финансовой грамотности, где он овладеет навыком быстрого устного счёта. Дети, прошедшие курс, никогда не ошибутся в подсчёте сдачи или стоимости покупки.

В самом младшем возрасте ребёнок ещё не может понять основы планирования финансов, целеполагания, средств накопления и многого другого из практических аспектов финансовой грамотности. Однако именно в этом возрасте у ребёнка формируется мышление и отношение к деньгам (и не только к ним).

Важно научить ребёнка дружить с деньгами с раннего возраста. Если Вы сможете это сделать, то он без труда освоит и более практические аспекты финансовой грамотности. Что именно имеется в виду под словосочетанием «дружить с деньгами», читайте в отдельной статье.

Для школьников финансовая грамотность важна так же, как учеба, или даже более того.

Когда ребёнок идет в школу, ему необходимо давать деньги на обед в столовой, на проезд в общественном транспорте. Определите эту сумму заранее, обговорите с ребёнком, на что уйдут деньги. Выдавайте их раз в неделю, чтобы он научился их распределять. Если у него это не вышло, не стоит вновь спонсировать его, иначе ребёнок не научится на своих ошибках. Он должен понимать, что его карманный бюджет ограничен определённой суммой. Объясните ему, как можно распоряжаться деньгами, и какие плюсы и минусы существуют.

Помните, что в школьном возрасте ребёнок уже может начать зарабатывать. Это может быть раздача листовок, мытье полов, сидение с младшим братом друга. Те деньги, которые он сам заработает, принадлежат только ему. Это так называемые независимые средства. Родители должны быть готовы к тому, что подросток может потратить их на что угодно.

Вы не имеете права отбирать у ребёнка то, что он заработал своими силами.

В школьном возрасте ребёнок уже в состоянии понять практические аспекты финансовой грамотности и даже организовать свой источник дохода. Существует множество примеров, когда школьники начинали неплохо зарабатывать. Интерес к самостоятельному заработку просыпается с 10-12-и лет и его нужно поддерживать. Например, в Школе Easy мы целенаправленно учим детей видеть возможности для заработка во всём, что нас окружает. Но даже, если ребёнок никуда не ходит, родитель может и должен поддержать его стремления. Благодаря такой поддержке вырастают успешные предприниматели.

В настоящее время существует много online и offline курсов по финансовому воспитанию для разных возрастов. Существуют различные Бизнес-школы, которые могут помочь раскрыть потенциал Вашего ребёнка. Отдавать ли его куда-то или нет – решать Вам, ответственность лежит на Вас. Тем не менее, следует помнить, что для более гармоничного и эффективного развития личности следует расширять кругозор ребёнка. Это можно делать в любом возрасте, в любом количестве и даже не тратя на это много денег.

Например, ребёнок должен видеть как можно больше примеров людей с разными источниками дохода. Дядя — бизнесмен, тётя работает на себя в студии красоты, дед — токарь 5-го разряда, брат — программист-фрилансер, сосед — инфобизнесмен и т.д.

Чем больше таких примеров существует в окружении, тем шире кругозор и тем лучший вариант ребёнок выберет для себя. Он не будет ограничен одним или двумя мнениями и примерами. Чем больше кружков и секций он посещает, тем шире кругозор. Чем больше разной информации он читает, чем больше путешествует, чем больше родители берут его с собой куда-то – тем шире его кругозор. Это очень важно и далее мы ещё остановимся на этом вопросе.

Начинать не поздно никогда. Просто в разном возрасте будет разный акцент на финансовое воспитание. Разумеется, одно не заменит другого и если ребёнок с детства не научился дружить с деньгами, то ему будет сложнее в юности. Однако всё можно изменить даже в зрелом возрасте, хотя это будет сделать уже сложнее. Поэтому, если Ваш ребёнок уже подросток – не теряйте надежды, постарайтесь заинтересовать его. Да его уже сложно будет усадить за парту, однако всегда можно найти то, что ему хочется. Например, быстрее накопить или заработать на новый компьютер, телефон, велосипед и т.д.

Оставьте комментарий